Звезда уроженца Харьковской губернии Петра Котляревского взошла во время русско-персидской войны. В 1810 году ему было предписано с одним батальоном егерей занять "закавказские Фермопилы", так историки XIX века называли Мегри. К данной же позиции устремилась 10-тысячная персидская армия Абасс-Мирзы. Узнав о этом главнокомандующий в Грузии генерал Тормасов отдал приказ отступать, но было поздно.
В личном порядке: как войска генерала Черняева взяли Ташкент
"Идущему вперед одна пуля в грудь либо в лоб, а бегущему вспять — 10 в спину", — гласил Петр Котляревский.
В Мегри вели две дороги, которые были преграждены засеками и прикрывались вражескими батареями. Действовать быстро было правилом 28-летнего полководца, он повел собственный отряд по горным тропам. Тяжкий поход по горам длился двое суток, но егерям удалось неприметно для персов выйти на начальные позиции к урочищу Гяллору.
"Прятаться дальше было нереально, и Котляревский, оставив тут вьючный обоз и все тяжести, в этот же денек в три часа полудня двинулся вперед для атаки" , — пишет военный историк, генерал-майор Евгений Никитенко.
Подступы к Мегри защищались укреплениями и батареями на господствующих высотах. Российский отряд наступал 3-мя колоннами: 150 егерей под начальством майора Дьячкова ориентированы были на высоты левого берега реки Мегри. 100 егерей капитана Абхазова должны были двигаться по равнине, а сам Котляревский и 150 егерей штурмовали более сильную часть вражеской позиции — на правом берегу реки.
310 годов назад российские войска взяли крепость Выборг: как это было
Из-за численного приемущества противника сбить его быстрым штурмом не удалось, и Котляревский решил повторить атаку ночкой. В преддверии рассвета егеря опять двинулись на штурм. В особенности жестокий бой разыгрался у горы Сабет, где на скалистом утесе расположилась орудийная батарея. Взять горную позицию без лестниц и артиллерии у егерей не было способности, и Котляревский отдал приказ ее перекрыть. Без воды и продовольствия персы выдержали только двое суток.
Персидский гарнизон был вполне разгромлен, но Петр Котляревский получил в ночном бою тяжелое ранение. К счастью, полковник выжил и сделал еще много подвигов в Закавказье. Заслугу за Мегри — Георгиевский крест 4-й степени он ценил постоянно выше остальных различий, приобретенных им потом, и никогда не расставался с ним.