Собор Святой Софии — это большущее архитектурное волшебство в Стамбуле, которое вначале было выстроено как христианская базилика. Наследству ЮНЕСКО практически 1500 лет! Подобно Эйфелевой башне в Париже либо Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговременным эмблемой космополитического городка. Поначалу это была правоверная церковь, потом мечеть и музей. И вот, Святая София в 4-ый раз за свою историю изменила собственный статус, став мечетью.
История собора
Известное здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора. Объект глобального наследства ЮНЕСКО, притягивающий туристов со всего мира, в первый раз был построен как собор в Христианской Византийской империи. Святая София
Юстиниан I выстроил мощное сооружение в 532 году, когда город — тогда узнаваемый как Константинополь — был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строй материалы со всего Средиземноморья, чтоб выстроить колоссальный собор.
Юстиниан I
Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, кроме недлинного периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков. Те разграбили и оккупировали Константинополь во время 4-ого крестового похода.
В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) вошел в Константинополь и преобразовал архитектурное волшебство, которое в протяжении тыщи лет носило титул самого огромного собора в мире, в мечеть.Османские архитекторы удалили и замазали православные знаки снутри Софии и добавили мусульманские атрибуты. При всем этом архитектура Святой Софии побуждала строителей почти всех стамбульских мечетей и даже глобальных объектов.
Мехмед II Завоеватель
Во время правления первого президента светской республики Мустафы Кемаля Ататюрка собор Святой Софии по приказу был трансформирован в музей. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристских достопримечательностей Турции.
Мустафа Кемаль
1500-летняя история Софии имеет большущее религиозное, духовное и политическое значение для групп снутри и за пределами Турции. Но наследство Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восторгался Запад, оставалось спорным в его своей стране. Ситуация кардинальна поменялась с приходом к власти Эрдогана.
С первого денька получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган показал полностью хорошее от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и перевоплощение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой. Он считал, что эта трансформация исправит акт исторической несправедливости Ататюрка.
Эрдоган в (сейчас уже) мечети Софии
Подливали масла в огнь и деяния исламистских групп и набожных мусульман: они добивались, чтоб здание было превращено в мечеть, и устраивали бессчетные акции протеста против закона 1934 года, запрещающего религиозные службы у Софии.
А что на данный момент?
Мечты Эрдогана и деяния конструктивных мусульман привели к тому, что президент Турции официально преобразовал Стамбульский собор Святой Софии VI века в мечеть и объявил ее открытой для поклонения мусульманам. Это заявление было размещено спустя несколько часов опосля того, как высочайший трибунал Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем. Логично, что решение вызвало ярость посреди христианских фаворитов. Данное решение вызвало и официальную критику со стороны ЮНЕСКО, Глобального совета церквей, Евро союза, Австрии, Германии, Греции, Кипра, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Константинопольской, Иерусалимской, Российской, Элладской православных церквей и Православной церкви Украины, Евангелической церкви Германии и Святого Престола. Греция именовала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мировоззрение общественности и глобальных организаций турецкого фаворита? Сомневаюсь.
Мозаики Софии: что с ними будет?
Софийский собор гармонически соединяет внутри себя две формы монументального искусства — мозаику и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают главные части интерьера, другими словами центральный купол и алтарь. Стенки 5 проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку.Мозаики Софии
Мозаики Софии
Ряд мозаик Софийского собора числятся шедеврами и служат наследием византийского искусства. Мотивами, использованными при разработке мозаики, были в главном имперские портреты и изображения Христа.
Апсида собора
Одна из таковых прекрасных мозаик — мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с малышом Иисусом на коленях. Ее аккомпанирует сверкающий золотой фон, который избран преднамеренно для сотворения мощного контраста с темным цветом облачения Марии.
Иисус Пантакратор
Иной шедевр — мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на верхушке Императорских ворот. Ее символика такая: Иисус благословляет мир правой рукою и несет Священные Писания в левой руке. «Да пребудет с вами мир. Я — Божественный Свет».
Христос Деисус
Всемирно популярная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, размещена на западной стенке северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария — с левой стороны от Иисуса. Сам Спасатель мира находится в центре этого величавого важного произведения византийского искусства.
Апостолы и Отцы церкви
Символическая сцена Апостолов, принимающих Причастие, открывает основную догму христианской религии. Фрески в нефе, трансепте Софийского собора тесновато соединены с данной для нас темой. На нижнем ярусе апсиды изображены фигуры отцов церкви. Это истинные шедевры психической портретной живописи.
В протяжении всего существования собора люди приходили к Софии, чтоб узреть многолетние величавые творения, молиться иконам и даже загадывать желания. Будут ли они опять приходить к нему? И, основное, сумеют ли? Время покажет. Но, с этого момента все эти прекрасные мозаики и фрески Софии будут прикрыты панелями арабской религиозной каллиграфии
И в продолжение рассказа о данной для нас достопримечательности 12 малоизвестных фактов о Соборе Святой Софии.